Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во времена судьбоносного конфликта между народами, вопреки популярному изречению— «Когда говорят пушки, музы замолкают», — искусство и культура сохраняют свой голос. С июня 1941 г. по май 1945 г., в годы Великой Отечественной войны, музы непременно участвовали в конфликте, укрепляя дух сражавшихся, поднимая боевой дух фронтовиков и тех, кто в тылу внес свой вклад много к военным усилиям.
Культурное полотно Великой Отечественной войны было широким, от эвакуации музейных коллекций Ленинграда и Москвы до нового поколения писателей, обретших свой голос на фронте, от бессмертных мелодий «Ленинградской» симфонии Шостаковича, самой акт сопротивления фашистской блокаде, трогательным военным песням, уловившим настроение народа.
Для послевоенных советских поколений, как и для большинства современных россиян, Вторая мировая война тождественна Великой Отечественной войне, хотя последняя началась только с вторжения Германии в СССР в июне 1941 г. лет после начала боевых действий в Европе. Такие свободные эквиваленты неизбежны: Первая мировая война казалась тем, кто тогда жил в Российской империи, сравнимой с Отечественной войной 1812 года, когда Россия отражала очередное вторжение с запада.
Советские власти использовали все существующие средства массовой информации для реализации своих идей или распространения информации. Газеты, журналы, фильмы, различные виды искусства – лишь некоторые из источников информации, используемых для пропаганды советских идей.
Объектом исследования является роль культуры в пропаганде и агитации в годы Великой Отечественной войны и ее анализ как важной составляющей российской истории
Предметом исследования являются способы и средства развития пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны.
Цель данной работы – дать анализ формирования пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны..
Задачи работы:
• Рассмотреть теоретические вопросы о причинах создания пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны.
• Рассмотреть общую характеристику пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны.
• Показать особенности пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны как важной составляющей русской истории на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, исторический, сравнительный, юридический, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Историография исследования. В курсовой работе были использованы, такие материалы, как книги о кино авторов: Багдасарян В. Э. Образ врага в исторических фильмах 1930–1940-х гг.; Зоркая Н. История отечественного кино. ХХ век; Кокарев И. Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим; Люди и судьбы. XX век: книга очерков / сост. и отв. ред. В. Е. Лебедев. Книги о русском плакате и его значении в историческом контексте авторов Снопкова, Александра, Снопкова Павла, Шклярука Александра, источники на иностранном языке о прапоганде авторов Baterl, Martin и Benoit William L.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны как важной составляющей русской истории на современном этапе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны как важной составляющей русской истории на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, одной главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенные на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
ГЛАВА 1. ПРОПАГАНДА И АГИТАЦИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1.1. Что такое пропаганда?
В данной главе работы будет объяснен термин пропаганды как манипуляторный способ обмена информацией в контексте Советского Союза. В качестве примера будет показана роль пропаганды и ее разные виды, а также общественные последствия. Плакат был одним из основной формы манипулирования общественным мнением и создания коллективного сознания. Важно отметить, что будут показаны не только негативные формы пропаганды, а и положительные, которые также существуют.
Шибер в своей книге «Основы политической психологии» утверждает, что понятие пропаганды впервые появляется в церковном контексте только в 20-м веке, но это не означает, что речь идет о начале пропаганды. Шибер считает, что история пропаганды долгая и отмечена различными представлениями. Чтобы объяснить цель пропаганды и ее значение, которое гораздо сложнее, чем, кажется, следует определить термин «пропаганда».
По словам вышеупомянутого автора, пропаганда – это запланированные действия, целю которых является изменение и контроль установок для создания предрасположенностей к определенному образу поведения/мнения.
Другими словами, в центре пропаганды находится попытка изменить отношение и образ мышления у конкретного человека или коллектива, чтобы создать образец мышления и поведения, который соответствует цели, которую пропагандист хочет достичь. Основным критерием пропаганды является манипуляция, упомянутая выше, либо в позитивном, либо в негативном смысле.
По словам Шкарицы, манипулирование означает «управление чьими отсрочками, достижение того, что кто-то делает то, что подходит тому, кто управляет». По словам Эдварда Бернайса, пропаганда никогда не исчезнет, потому что она необходима и должна приниматься как часть повседневной жизни, и особенно политической, без которой не функционирует ни одна система, будь то демократия или тоталитарные режимы.
Следует отметить, что каждый отправитель пропагандистского сообщения должен знать о различных типах публики, то есть его сообщение должно формироваться в соответствии с получателями сообщения. Очень логичным является тот факт, что каждая система, даже и тоталитарная, должна основываться на определенной общественной поддержке, потому что рано или поздно вся система рухнет, если правительство не получит поддержку людей, т.е. общественного мнения, упомянутых выше.
Как утверждает Скоко, для успешного создания пропагандистского сообщения анализ аудитории, достоверность источника, обращение к интересам отправителя, ясность и качественная структура сообщения являются необходимыми элементами этого процесса. Если задается вопрос «Как заставить меня передумать?» ключевым термином является убеждение.
Убеждение – это «процесс, в котором источник использует сообщение для достижения цели путем создания, изменения или усиления отношения других получателей сообщения».
По словам упомянутых авторов, важно иметь определенную поддержку в передаче пропагандистского сообщения, и среди наиболее эффективных являются вспомогательные материалы, использование статистических данных, свидетельства специалиста в данной области, гипотетические примеры, призывы к страху, использование фраз, ирония, аксиомы и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аннинский Л. А. Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей / Л. А. Аннинский. М. : Киноцентр, 1991. 255 с.
2. Багдасарян В. Э. Образ врага в исторических фильмах 1930–1940-х гг. / В. Э. Багдасарян // Отеч. история. 2003. № 6. С. 31–46
3.Воспоминания Валентины Есениной // Опубликовано на сайте «Блокадный дневник». – URL: http://3es.ru/journal/index.php?ELEMENT_ID=108 (дата обращения 15.02.2015).
4.Дзенискевич А. Р., Ковальчук В. М., Соболев Г. Л., Цамутали А. Н., Шишкин В. А. «Доживём ли мы до тишины?». Записки из блокадного Ленинграда. – СПб: Нестор-История, 2009
5.Зоркая Н. История отечественного кино. ХХ век / Н. Зоркая. М. : Белый город, 2014. 512 с.
6.Зоркая Н. М. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа / Н. М. Зоркая. М. : Аграф, 2010. 400 с.
7.Ковальчук В. М. Трагические последствия блокады Ленинграда // Население России в XX веке. Исторические очерки. – Т. 2. 1940–1959. – М.: РОССПЭН, 2001. – С. 42
8.Кокарев И. Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим / И. Е. Кокарев. М. : Российский фонд культуры, 2001. 488 с.
9.Круглова Т. А. Травма первой любви: советская инициация (на материале кинематографа) / Т. А. Круглова // Изв. УрГУ. 2006. № 41. Сер. 2 : Гуманитар. науки. Вып. 11. С. 238–254.
10.Куликова О. Ю. Формирование патриотического сознания в блокадном Ленинграде: проблемы и решения. – СПб.: Нестор, 2000. – С. 49.
11.Культурологические записки / отв. ред. Н. М. Зоркая. М. : Изд-во гос. ин-та искусствознания, 2002. 230 с
12.Люди и судьбы. XX век: книга очерков / сост. и отв. ред. В. Е. Лебедев. М. : ОГИ, 2002. 272 с.
13.Магидов В. М. Кинофотодокументы в контексте исторического знания / В. М. Магидов. М. : Изд-во РГГУ, 2005. 394 с
14.Мархасёв Л. С. След в эфире. – СПб: Лики России, 2004. – С. 38
Михайлов Б. М. Живые страницы войны и блокады. – СПб: ГИПТ СПб, 2005. – С. 73.
15.Огоновская И. С. История России в отечественном историко-художественном кинематографе / И. С. Огоновская // Проблемы культурного образования / под ред. В. М. Кузнецова. Вып. 13. Челябинск : ЧИППКРО, 2016. С. 6–22.
16.Огоновская И. С. Российские революционеры и революции в отечественном историко-художественном кинематографе: к вопросу о формировании исторической памяти поколений / И. С. Огоновская // Великая Российская революция: достижения и проблемы научного познания и преподавания. Ежегодник. XXI всерос. ист.-пед. чтения : сб. науч. ст. Ч. II. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2017. С. 190–200.
17.Проект «Легенды мирового кино» // Телеканал «Культура» : [сайт]. URL: https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20870/ (дата обращения: 10.10.2018).
18.Проект «Шедевры старого кино» // Телеканал «Культура» : [сайт]. URL: https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/23843/ (дата обращения: 10.10.2018
19.Пугачев В.П., Соловьев А.И. (2002) Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс. С. 342
20.Сабитова, Зинаида Какбаевна (2013) Лингвокультурология: Учебник. Москва: «Флинта-Наука». С.52
21.Снопков, Александр, Снопков Павел, Шклярук Александр (2010) «Русский плакат», автор текста: Толстая Татьяна.. Москва: Издательство Контакт-культура
22.Федосов Евгений Александрович (2016) «Начало Холодной войны глазами советского плаката (на основе анализа материалов 1944-1953 гг.)» в Вестник Томского государственного университета 2016. No 404.C. 147-155.
23.Baterl, Martin (2017) Propaganda kao manipulativni oblik informiranja. Zadar: Sveučilište u Zadru.
24.Benoit William L, Benoit Pamela J. (2013) Persuazivne poruke: process utjecanja. Jastrebarsko: Naklada Slap